Проповеди

Войти во мрак своей души, чтобы выйти к Свету

20:17, 21 май 2017
3 418
0
Вот уже миновала середина Великого Поста. Мы на полпути от Светлого Праздника Праздников. Подуставшие путники, каждый со своей «поклажей», мы снова и снова вглядываемся в этот путь. В верном ли направлении мы движемся? Готовы ли мы к новым поворотам и опасностям? Помним ли, зачем идем по этой дороге и куда должны прийти? К чему нас призывает Церковь в это особенное и очень важное время? Своими размышлениями о Великом Посте делится священник московского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергий Фейзулин.

Беседует Светлана Ладошкина

— Православный христианин должен всегда стараться жить по заповедям, бороться со страстями, творить добрые дела. Что же особенного, кроме режима питания, должно быть во время поста?

— Пост – это время особенной духовной сосредоточенности, концентрации воли, разума, сердца, эмоций, когда происходит внутренняя мобилизация человека. Можно вспомнить древнее название поста – statio, что означает состояние особой боевой готовности войска в походе, готовности вести сражение, борьбу. А в нашем современном языке есть и другая смысловая перекличка – часовой стоит на посту, и это тоже время особого бодрствования. И мы бодрствуем, бдим у своей души, охраняем самое ценное и святое.

Почему в пост мы должны отказываться от привычных вещей? Казалось бы, от самых безобидных: ну чем нам, например, прямо угрожают молочные продукты? Это просто духовно-физический прием. Мы настолько телесны, приклеены, прилеплены к жизни. Как отодрать человека от земли? Пост помогает хоть чуть-чуть отделиться от этой инерции земной жизни, почувствовать, как мы зависим даже от самых простых вещей, как на самом деле беспомощны.

Мы призваны быть носителями святыни образа Божьего. Поэтому стараемся хотя бы в это время обратиться, измениться. Изменить не только поведение, образ жизни, но и ее наполнение, начинку, внутреннюю основу. Это не просто аскеза ради аскезы. Это время, когда должна обновиться человеческая природа. Мы призваны вылупиться из оболочки ветхого человека, как бы поменять духовную кожу. Духовная оболочка очень тонкая и привычная, и поэтому она особенно опасна. Важно понять всю ее ложность и изжитость. Во время поста на всенощном бдении воскресными днями Церковь поет: «житие мое иждих». То есть жизнь я свою растратил. Растратил жар души на какие-то пустые цели, потерял направление движения. Человек должен честно сознаться в том, что он духовный банкрот, совершенно слабый и пустой в духовном отношении, что не может любить других, не умеет прощать, что он злопамятен. Пост – это время саморазоблачения, когда Церковь помогает нам отказаться от себя привычных, поддельных и обрести себя, может быть, в очень неприглядном виде, но настоящих. Помогает увидеть эту правду и не прятаться от нее за ложным самооправданием и так называемыми добрыми делами, которые могут быть чисто формальными, для того, чтобы галочку поставить – вот, я сделал доброе дело. А у пророка Исайи есть такие слова, что наши добрые дела, «наша праведность, как испачканная одежда». Настолько примешивается к нашему «добру» тщеславие, самолюбование. Вывести себя на чистую воду – вот что нужно сделать. И попытаться с помощью Божией обновиться изнутри.

Великим Постом мы готовимся к величайшему событию, центру всей нашей религиозной жизни — Светлому Христову Воскресению. Мы ждем, что нам воссияет этот свет присносущный, но чтобы к этому подойти, необходимо осознать, что мы во тьме. Господь говорит: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Твой свет, твоя жизнь, твое мировоззрение потемнели от греха, ты уже не различаешь, где истина, а где ложь. Все в нашей жизни стало как-то подлажено, приспособлено к законам этого мира. А мы призваны к пакибытию, призваны перерасти самих себя и родиться заново. Как и сказал Иисус недоумевающему Никодиму: «должно вам родиться свыше». Почувствовать себя духовными мертвецами и искать своего воскресения. Это время духовной весны, духовной радости, сокровенной жизни.

— Пост призывает нас к покаянию, плачу о грехах. Как научиться различать печаль по Богу, исцеляющий покаянный плач и печаль земную, которая от гордости? И как, увидев всю нашу фальшивость и скверность, вместо радости и света не прийти к обратному результату и не впасть в уныние?

— В Священном Писании есть такие слова – «печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает». Грусть богооставленности неизменно производит в нас покаяние ко спасению. Такую грусть испытывают люди, пережившие благодатное присутствие Бога в своей жизни. Когда мы печалимся именно об этом утраченном свете, тепле, состоянии внутренней ясности и чистоты, мы начинаем отрекаться от себя, пробуждаться к жизни и по Божией благодати воскресать из мертвых. Этот путь нам указан в Евангелии. Такая печаль рождает радость, мы начинаем смотреть на людей светлыми глазами, видеть в них братьев и сестер, в жизни видеть прекрасные начала, благодарить Творца. Святые всегда так и живут, каждый день умирая для себя и воскресая в Боге. В Священном Писании говорится о том, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Это в том числе и скорбь от ощущения богооставленности, духовного одиночества в мире, от непонимания, от нашей излишней сложности, подозрительности, недоверчивости и к Богу, и друг к другу. Мы потеряли простоту и ясность.

В то же время, апостол Павел пишет: «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое». Если человек совершает злые поступки, то, будь он верующим или нет, в душе он чувствует сдавленность, скорбь и тесноту. Наступает эмоциональное разрушение, ощущение несвободы – таков психологический закон жизни. И если в нас мало веры, то это состояние может привести к совершенной подавленности. Поэтому когда мы чувствуем состояние собственной духовной пустоты, страшной лживости, нелюбовности, то надо просить, чтобы Господь укрепил нас в вере. Мы говорим все-таки о церковном посте, который невозможен без участия в богослужениях. В них нам преподается опыт Церкви. О чем он говорит? Во что мы веруем? В то, что Господь, Сын Человеческий пришел на землю, чтобы найти и спасти погибающего человека. Не мы ищем Бога на самом деле, а Бог нас ищет, находит и спасает. Не в том любовь проявилась, что мы возлюбили Бога, как говорит Писание, а в том, что Бог возлюбил нас, когда мы были еще грешниками, и послал Сына Своего Единородного, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Покаяние – это процесс совместный, в нем участвуем не только мы, но и Бог. Оно отличается от невротического комплекса неполноценности, когда человек переживает чувство вины, угнетенности, подавленности до такой степени, что боится что-то начинать делать, чувствует себя совершенно не состоятельным, не имеет источника, восстанавливающего, исцеляющего душу. А пост – это ведь и есть время исцеления, когда мы должны вернуть себе духовное здоровье. Не только познать и исповедовать свои болезни, но и исцелиться от них. Во время поста мы чувствуем свою ничтожность, но мы должны обязательно почувствовать и то, как же нас таких – грешных и лживых – любит Господь. Как Он безмерно, безгранично любит нас любыми, такими, какие мы на самом деле, а не какими кажемся или хотим себе казаться. Все Евангелие говорит об этом. Можно сказать, что в обычное время мы кажемся себе. Есть какой-то образ нас самих, к которому мы слишком привыкли – образ нормального человека, в целом порядочного, по крайней мере, «не хуже других». Но во время поста мы призваны войти в темную область нашей личности, и увидеть то, что обычным зрением не различаем. Господь и Церковь нам предлагают нам «возжечь» великопостную свечу и, перекрестившись, войти в сердце свое, в бездонный внутренний мир наш. Это может быть такая страшная бездна, что мы боимся даже заглядывать туда, и поэтому не способны покаяться. И невозможно, и опасно входить в эту мрачную пещеру нашей души, если мы не знаем самого главного, что лежит в основе нашей веры – Бог любит нас именно грешниками. И нас должны укреплять евангельские слова о том, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

— В пост нередко обнажаются проблемы, которые в обычное время и не дают о себе знать: обостряются отношения с людьми, порой становится тяжелее справляться с собой, а иногда даже внешние обстоятельства складываются как-то «великопостно», возникают неожиданные трудности и препятствия. Как правильно относиться к этим сложностям и как реагировать?

— Всякое начало покаяния предваряется решимостью человека, за которой следуют поступки. Нужно большое дерзновение, чтобы решиться жить так, как святые люди – в очень сильном духовном напряжении, на грани человеческих возможностей. Ведь Господь ждет от нас не того, что мы можем, но того, чего мы не можем. Если мы делаем только то, что у нас самих получается, то у нас нет повода обратиться к Богу. Но вот когда мы чувствуем, что не можем, нам не хватает ни сил, ни возможностей, мы взываем: Господи, не могу, помоги! Господь как раз этого от нас ждет – чтобы мы с Его помощью преодолели, переступили через свои возможности, через свое видение. Эта решимость – уже начало покаяния.

А когда человек вступает на путь с решимостью, когда начинает меняться его привычный способ существования и он сам, это, во-первых, может вызывать раздражение, непонимание у окружающих. Люди неопытные, к тому же, иногда начинают слишком опрометчиво делиться своими духовными открытиями, «бегут впереди паровоза» и тем самым только усиливают напряжение в отношениях с людьми. Это один момент. К тому же, мы должны понимать, что наша брань ведется не только в материальной плоскости и изменения касаются не только социальной или семейной жизни. Прежде всего, борьба происходит в духовном мире – это борьба с духами злобы. Конечно, они сопротивляются. Они настраивают людей против нас, создают какие-то препятствия.

Пока человек живет равнодушно и не пытается ничего в себе изменить, его и не трогают, чтобы он и не насторожился и не начал бороться со своими недостатками. Такой человек может видеть себя вполне «хорошим». Но если он начал пост с решимостью, с желанием измениться, то тут его часто ждут обрывы и падения. В начале поста у нас, как правило, еще есть запас надежды, веры, духовных усилий. Но вот в каких-то неприятностях обнажается как раз та самая темная область, в которую мы совсем не готовы были войти. Так Господь обнаруживает, показывает нам наш грех. Значит, Он ждет от нас еще больше решимости, нужно усилить молитву. Важно чаще исповедоваться во время поста, быть внимательнее в отношениях с людьми. В монастырях есть обычай каждый день после вечернего правила испрашивать друг у друга прощение…

— Хорошо бы и в семьях была такая традиция…

— Ну, вообще-то, так и надо. Если мы внимательно и искренне читаем вечернюю молитву исповедования грехов, то такой настрой возникает сам собой. Это вообще ключ ко многим нашим состояниям духовного нездоровья – когда мы не можем, когда нам трудно просить прощения. А ведь это можно сделать по-разному, как и по-разному можно признаться в любви. Иногда достаточно просто посмотреть человеку в глаза, или просто по-дружески хлопнуть его по спине, и он уже спокоен.

— В чем особенность великопостных богослужений?

— Во время поста нет ежедневной Евхаристии. Потому что Евхаристия – это трапеза Господня, это каждый раз Пасха, когда не может быть поста. Можно сказать, что в богослужебном смысле пост идет только пять дней в неделю, потому что в субботу и воскресенье мы уже снова переживаем литургическое ликование, радость, ощущение вселенской полноты жизни. Церковь предлагает нам это великое утешение, без которого и пост был бы невозможен.

Но очень важно и участие в будничных покаянных великопостных богослужениях. Великое Повечерие, Литургия Преждеосвященных Даров позволяют нам вдохнуть аромат Великого Поста, в какой-то мере пережить его глубокий смысл. Человек должен почувствовать тщету своей жизни. Богослужения становятся более тяжелыми в физическом отношении – много поклонов, меньше пения, в основном чтение. Такие службы настраивают нас определенным образом. Они предлагают нам потрудиться, совершить очень важную работу, решиться и, наконец, увидеть всю свою внутреннюю без-образность, почувствовать, насколько мы далеки от Бога, заплакать, попросить у Него прощения и помощи, чтобы исправиться. И как раз важно, чтобы человек убедился, что он бессилен сам себя изменить. Ведь и Христос в Евангелии об этом говорит: «без Меня не можете творити ничесоже». Это и есть смирение. Но одновременно нам предлагается и утешение. Необыкновенно красивые и возвышенные, службы Великого Поста помогают прикоснуться к нетленной красоте, которая никогда не увядает, почувствовать это особенное время, когда мы, с одной стороны, ощущаем, что в нас что-то важное нарушилось, исказилось, а с другой – ищем обновления, возрождения, напряженно стараемся вернуться к этому утраченному свету. Это прекрасное, удивительное время духовной весны.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (0)