Проповеди

Свободный выбор и воля Божья

20:34, 21 май 2017
6 630
0
Человеку дарована свободная воля. И этот великий дар обрекает нас на постоянную необходимость выбора. Мы молимся Богу: «Да будет воля Твоя». Но как понять, в чем она, воля Божья? И как согласовать с ней свой свободный выбор? Как правильно распорядиться этим даром? О свободном выборе человека и о воле Божьей мы беседуем со священником московского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергием Фейзулиным.

— Как понять, когда наш выбор правилен и угоден Богу, а когда нет?

— Мы помним слова Господа, который говорит: «Бремя Мое легко есть». Бремя – это закон, который Он предлагает нам исполнить. Исполнение закона, которое кажется нам тяжестью, напротив, разрешает трудности, открывает многочисленные замки разных жизненных обстоятельств, и становится легко жить, если только мы сами берем эти евангельские ключи.

Всегда нужно помнить этот критерий – должна быть радость. Если есть уныние и душевная пустота, если я задавлен и угнетен, значит, я живу не в соответствии с опытом Церкви. По мере умножения скорбей Господь умножает и свое утешение. А если я начинаю роптать, то, я не воспринимаю Духа Утешителя, который мне посылается. Где воля Божья – там благодать, и если нет радости, значит, я неправильно живу.

Когда человек, например, идет на сделку с совестью ради богатства или земного успеха, отказываясь от любви и от правды, то вместо того, чтобы обрести радость, он теряет ее. В материальном человека никогда не удовлетворяет то, что есть, он все время жаждет чего-то еще. А потом, как Соломон, может сказать, что «все суета и томление духа». То есть ложь, пустота, никак не питающая душу, а питает ее живое общение с Богом. Это тайна духовной радости, внутренней свободы, когда человек постоянно находится в напряжении…


— Как же напряжение может быть свободой?

— Как сказано у Гёте, «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Каждый день жизнь нам предлагает выбор: здесь материальное, а здесь дух, и ты должен постоянно находиться в напряжении, быть внимательным к внутреннему состоянию. Тогда ты непременно почувствуешь, что плоды духа – это радость, мир, вера. Как говорит об этом Евангелие, «что пользы – если ты приобретёшь весь мир, а душе своей повредишь?» Должна быть жажда Бога и напряженное стремление к Нему. Вкусивший радость общения с Богом, радость благодати, никогда не предаст это забвению, никогда не захочет потерять ее. И перед лицом смерти эти плоды духа будут давать надежду, что, войдя в эту дверь, ты обретешь еще большее сокровище.

— Воля Божья открыта в Евангелии, но не всегда так просто согласовать с ним конкретные житейские ситуации…

— С евангельскими заповедями не сложно согласовать житейское. Евангелие – это и есть ключ к самым разным житейским обстоятельствам. Для кого-то оно может быть трудной пищей, тогда нужно читать святых отцов. Это люди, которые в своей жизни Евангелие исполнили, и они уже пишут его интерпретацию. Но и древние святые отцы уже трудны для нас, а вот, например, старцы оптинские, которые жили сравнительно недавно, нам ближе и понятнее. А еще ближе – евангельское понимание людей, которые жили в ХХ веке или наших современников. В церкви накоплено много опыта на разные обстоятельства. Но источник – это Евангелие. Именно из него истекает христианская жизнь.

— Если нам, например, чего-то очень хочется, и мы все-таки не можем найти эту конкретную ситуацию в Евангелии или у святых отцов. Как понять, угодно ли это Богу, или же это всего лишь мои эгоистичные желания?

— Прежде всего, нужно помолиться. Господи, помоги, если на это есть Твоя святая воля. И задать вопрос очень четко и ясно, понимая, чего мы хотим на самом деле, а не в мечтах и каких-то блужданиях ума. И, конечно, трезво смотреть на реальные обстоятельства жизни, в которых и раскрывается воля Божья. Начинающему шахматисту не стоит претендовать на победу в профессиональном турнире. Должен быть реализм, правильная самооценка человека. А это достигается с помощью Божией. Господи, помоги мне увидеть себя. Личность таинственна, и постичь самого себя – это, может быть, самая большая задача в жизни.

Опытные в духовной жизни люди молятся так: Господи, если я Тебя очень прошу о чем-то, но на это нет Твоей воли, не исполняй моего прошения, как бы я ни просил, как бы я не умолял Тебя, чтобы не было мне потом огорчения. Страшно, когда Бог может исполнить то, что мы неотступно просим и чего добиваемся, и даровать то, что нам не нужно. У Бога есть уважение к человеческой личности и неприкосновенному дару человеческой свободы, Он не может игнорировать нашу свободу. И если человек хочет несмотря ни на что чего-то добиться, Господь отходит как бы в сторону, не мешает ему больше в этом. А что с ним будет потом?


— Мы часто оказываемся в ситуациях, когда выбор неоднозначен и совсем не ясно, что хорошо, а что плохо. Например, иногда нужно согрешить ради того, чтобы помочь кому-то. Возможен ли «грех во спасение»?

— Если мы стоим перед необходимостью иногда нарушить какие-то предписания и правила ради исполнения высшего закона – любви, то, как говорит апостол Павел, «нужды ради пременение закона бывает». Главное – исполнить закон любви.

Философ Владимир Соловьев приводил такой пример. Вы видите бегущего человека, который умоляет вас спрятать его, потому что за ним гонится убийца с ножом. Вы его прячете, а когда к вам подбегает убийца и спрашивает, не видели ли вы здесь пробегающего человека, вы, как честный человек, который всегда говорит правду, отвечаете – да, вот он тут сидит. Конечно, тут же, на ваших глазах, тот убивает человека. А вы всегда говорите правду. То есть вы своей формальной правдой нарушили закон Божий.

Но конечно, это очень щепетильный момент. Если человек говорит, как Раскольников в «Преступлении и наказании», что можно совершить преступление, даже пролить кровь, если по совести, то свобода становится уже произволом, то есть преступлением, на которое воли Бога нет и быть не может. Но мы говорим не о произволе. Под нуждой мы понимаем необходимость исполнить высший закон любви. А он – на кресте! Любить – значит взять на себя страдания и боль другого человека.

Апостол Павел говорит, что есть правда человеческая и есть правда Божия. Это совершенно разная мера восприятия действительности. Наша правда – это правда ветхозаветная, «око за око, зуб за зуб». А правда Божия для нас осуществилась в том, что невинный Господь за наши преступления пошел на смерть.


— Православие учит нас терпеливо принимать скорби, посылаемые Богом. Однако, мы стараемся поскорее выйти из неприятных ситуаций, вылечить болезнь. Как понять, когда и в какой степени нужно смиряться с обстоятельствами, а когда – противостоять и бороться с ними?

— Нужно молиться, не ставя во главу угла собственное понимание, а именно обращаясь к Богу. Вера осуществляется здесь практически. Господи, помоги мне понять, почему я должен терпеть это? Скажем, в семейной жизни, когда романтические отношения сменяются будничными, часто бывает разочарование, ропот: зачем этот человек со мной рядом? Я не хочу это терпеть и это делать! Но ты поставлен в эту ситуацию Богом, и именно ты должен это делать, это твое. Проходя через какие-то испытания с верой, человек созидается, строится.

Болезни могут быть попущены Богом, чтобы предупредить возможность впасть в тяжкие грехи, связать человека этой скорбью, предупредить логику развития его личности, по которой он неизбежно придет к какому-то ужасному падению. «Страдающий плотью перестает грешить», — говорит Писание. Человек очищается страданиями.

Иногда Господь попускает болезни ребенка. Иначе родители могут верить, лишь только скользя по поверхности, глубоко не воспринимая веру. А болезнь встряхивает их, заставляет глубоко воспринять страдание ребенка и почувствовать, что такое вообще страдание. Почувствовать, что за их грехи страдает невинный. Это христианское страдание: ребенок распинается, болеет за их грехи. И тогда что-то происходит с людьми.

Все, что с нами случается, любые неприятности и проблемы – это возможности Божии, которые Он использует для того, чтобы привлечь нас к Себе. Это милость Божия, когда человек видит какую-то течь в своей жизненной лодке и пытается найти другую опору, пристать, пока еще есть время, к церковному кораблю из своей личной, вчера еще очень комфортной, лодки. А болящему человеку Церковь напоминает словами псаломопевца: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения». В наше время, когда люди все время лечатся и все время болеют, наверное, это некое знамение, потому что человек надеется на врачей иногда больше, чем на Бога. Поэтому Господь опять-таки старается точку опоры перенести в область веры, в область Богоискательства, в область высшей правды.

Самой высокой мерой является любовь. Если я заболел, но при этом мне нужно заботиться о своей семье, а я, вместо того, чтобы лечиться, ложусь и «смиренно» долго болею, бросая семью, то это ложное смирение. Эта болезнь случилась по воле Божией, но отказываться от лечения, причиняя страдания своей семье – в этом нет Его воли, потому что это нарушает заповедь любви.


— То есть человек должен и смиренно принимать обстоятельства, и, в то же время, может бороться с ними?

— Для того, чтобы бороться, надо принять.

— Как же это?

— Прежде всего, помолиться. Наша вера – это знание того, что все происходит по Божественному смотрению и ничего случайного нет. Что бы с нами не произошло, если это вызывает досаду, смущение, нужно, прежде всего, помолиться и сказать «Слава Тебе, Господи!». Это таинственный момент. Если рационально подходить, то можно очень сильно заблудиться и оказаться в дебрях какой-то казуистики, споткнуться на ровном месте. Надо обратиться к Богу. Господи, я не понимаю, но я знаю, что все посылается Тобою, что вся моя жизнь проходит перед Твоим Божественным оком.

— Как не спутать веру в промысел Божий с фатализмом? На все воля Божья и ничего случайного нет, отсюда можно прийти и к выводу, что все предопределено…

— Это, конечно, очень лукавые рассуждения. Вера в судьбу, в предопределенность всего – это умаление дара Божьего, величайшего дара человеческой свободы. Никакой судьбы нет.

В книге пророка Ионы рассказывается от том, что Господь посылает пророка Иону в Ниневию открыть им волю Божию, сообщить о том, что город через несколько дней погибнет. Развращенность, грехи ниневитян, как сказано в Священном Писании, вопияли к небесам. Узнав о пророчестве, и царь, и жители города отказываются от обычной жизни, весь город находится в состоянии поста и молитвы. Царь переодевается в рубище и на коленях молится. И город не погиб.


— То есть волю Божию можно изменить?

— Можно изменить не волю Божию, а свою жизнь. Воля Божия таинственна. «Кто познал ум Господень?», — сказано у апостола Павла. Почему первый в рай входит разбойник, а священники и книжники, которые только и занимались изучением закона Божия и готовились к приходу Мессии, они не узнают Его и дня посещения своего? А разбойник удостоился Царствия Божия первым, вслед за Христом. Разве он думал изменить волю Божию? Он смиренно сознавал свою вину и понимал, что он не заслужил другой участи и должен быть наказан.

— Люди часто жалеют о том, что когда-то сделали неправильный выбор. Но при этом мы верим, что все происходит по промыслу Божию. Правильно ли сожалеть о прошлом?

— Ты совершил ошибку, но ты знаешь, что это попущение Божие. Значит, каждое следующее мгновение должно быть более радостное. Господь из наших ошибок, из наших падений создает для нас все более благоприятные условия для спасения. Все происходит, прежде всего, в невидимом мире. Если мы ищем точку опоры в этом мире, то мы никогда ничего не решим. Все происходит невидимо, то есть таинственно. И, что бы не произошло, надо сказать – да, я впал в этот грех, оказывается, я не совсем такой, каким я себя представлял, значит, я освобождаюсь от самообольщения, более трезво на себя смотрю. Оказывается, я способен на такую гадость. Господи, слава Тебе, что показал мне это! Теперь я буду осторожнее. А сожаление о прошлом, о том, что что-то не удалось – в это нет никакой веры. Если это совершилось, значит, это было попущено для твоей пользы.

— Но ведь один грех часто тянет за собой другой, и человек, совершая ошибку за ошибкой, может скатываться все ниже и ниже…

— Грех разрушает и физическую, и духовную природу. Давно замечено, что способность к покаянию уменьшается после грехопадения. А в Православии главное – это покаяние. По-гречески, «метанойа», то есть «перемена». Это глубокое внутреннее изменение человека, а не сожаление о прошлом. Должна быть постоянная внутренняя необходимость измениться.

Святые, чистые целомудренные люди находились в таком горении духа, которое диктовало им удивительные покаянные молитвы. А когда человек далек от Бога, когда падение его безостановочно, то он говорит – ну, я не виноват, вокруг меня такая жестокая жизнь, всеобщая ненависть и несправедливость, я просто продукт среды. Так думать удобно, но так ты к Богу не приблизишься.

Что такое свобода? Это когда я отвечаю за свою жизнь. Если я могу сказать, что я виноват, значит, я свободный человек. Это не жизнь, не люди плохие, не обстоятельства, это я сам виноват, это я свободен! Поэтому после исповеди человеку становится легко – он освободился. Он признал: я виноват, и больше никто. Более того, святые люди говорили: если обвинят тебя в том, чего ты не совершил, скажи, что это ты виноват. Ты приобретешь больше свободы таким образом, и соответственно, больше радости. А без свободы радости быть не может.


— Ответственность за наш выбор очень велика, но так же велика и наша немощь и испорченность. Как же распоряжаться своей свободной волей, зная и о нашей слабости и неразумии, и при этом о такой ответственности?

— Я, пустой и ничтожный человек, начинаю этот день с верой, Господи, помоги мне встретиться с людьми и пройти через все эти встречи, через всю эту суету и необходимость находить какие-то средства к существованию. Помоги мне Своим Светом, Своим теплом, будь путеводителем, пастырем, выведи меня Твоими путями. Вот надежда, которая никогда не постыжает, не обманывает.

Все житейское – это не цель жизни, а лишь средства. Цель – это полнота, которая достигается только жизнью в Церкви, с Богом, в молитве. Если мы главной целью своей полагаем вот эту полноту, если мы в самих себе будем искать не своей правды, не своей цели, а правды Божией, то все остальное нам дастся. Об этом сказано самим Господом: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Господь прежде нашего прошения знает все, что нам нужно. Главное – знать, на что точно нет воли Божией. В молитве киевского подвижника схимонаха Парфения есть такие слова: «избавь меня от единственного и величайшего настоящего зла – греха».

Святые люди жили не для себя и ничего особенного для себя не просили. Они переросли собственную ограниченность и жили уже в церковной полноте, то есть для людей, для народа Божьего. И, оставив эти рамки, они постоянно находились в потоке воли Божией.


— Как же преодолеть эти рамки?

— Кто-то из философов сказал: тот, кто живет для себя, вообще не живет, тот, кто живет для людей, начинает жить, а тот, кто живет для Бога, тот живет. Мы веруем в Церковь, а одна из основных идей в нашей Православной Церкви – это идея соборности, общего спасения. В одиночестве человек погибает как личность. А спасаемся мы все вместе, соборно. Поэтому если мы выбираем церковь, то мы должны выбрать и человека, стоящего рядом с нами. Сосед ли это по лестничной площадке, или дворник другой национальности. Он тоже наш брат, и мы не можем презрительно относиться к нему, без этого дворника мы не спасемся! Если мы пройдем мимо него, не увидев в нем человека, то мы не спасемся. Нельзя проходить мимо образа Божия с презрением.

Воля Божья – в том, чтобы мы жили в Духе, чтобы мы исполняли Его заповеди, даже изнемогая, потому что их трудно исполнять. Чтобы мы не унывали, чтобы даже в падении, в грехе, вставали и шли дальше. Чтобы мы жили с Богом. Жили жизнью Церкви, народа Божьего, жизнью других людей, чтобы мы научились прощать, чтобы не завидовали друг другу, чтобы мы могли чувствовать боль другого человека как свою собственную. Может быть, даже он сам ее не чувствует, он уже окаменел, отупел от боли, ожесточился, а нам за него больно, стыдно. Когда мы любим человека, когда он нам очень дорог, нам же бывает стыдно за него, когда он делает что-то некрасивое. Мы чувствуем эту вину, чувствуем, как человек в этот момент выпадает из потока воли Божией. И тут уже нет разделения, но только скорбь о другом человеке. Он, может быть, даже и не знает об этом, а мы, внутренне, мучаясь и страдая за него, молитвой, добрым отношением к нему, пытаемся его вернуть. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». «Да любите друг друга как Я возлюбил вас». Вот воля Божья.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (0)