Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.
В Православии принято семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Таинство священства, Таинство брака и Елеосвящение (Соборование).
Что такое Соборование:
«Соборование, или, как оно еще называется, Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Кроме телесного исцеления в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком.
Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с Исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется.»
Прот. Максим Козлов
Это таинство имеет несколько наименований: Соборование – потому что в этом Таинстве принимает участие «собор», то есть несколько священнослужителей.
Елеосвящение – потому что во время Таинства мы помазываем больного освященным елеем (маслом).
1. Приготовление к совершению Таинства
Перед совершением Таинства устанавливается стол, на котором поставляется блюдо с пшеницей (зернами), полагается крест и Евангелие. Зерна символизируют новую жизнь после выздоровления, а также после всеобщего воскресения. Крест и Евангелие напоминают нам о незримом присутствии Самого Господа Иисуса Христа. В блюдо с зернами водружаются семь свечей – по числу совершителей Таинства, которые зажигаются во время освящения елея. Также поставляется сосуд, который наполняется елеем, служащим видимым знаком благодати исцеления (Мк.6,13), в соединении с вином – в воспоминание врачевства, употребленного в евангельской притче самарянином (Лк.10,34).
Священники, облачившись в фелонь, становятся около стола. Первый из священников совершает каждение, после чего обратясь к востоку, произносит возглас: «Благословен Бог наш…»
2. Последование молебного пения
Последование молебного пения представляет собой сокращенную утреню, совершаемую во дни поста и покаяния. После обычного начала читается псалом 142, повествующим об унылом пребывании человека на земле, а также выражающим душевную жажду в общении с Богом. Этот псалом представляет собой сокращение шестопсалмия.
Произносится малая ектения, поется «Аллилуиа» (как во все покаянные дни), далее тропари «Помилуй нас Господи, помилуй нас…». После этого читается псалом 50 – псалом, который является плачем души, кающейся о своих грехах. Далее поется канон, творение Арсения, епископа Корфского (IX в.), по завершении которого поется «Достойно есть» и читается эксопостиларий. Далее поются стихиры, в которых испрашивается у Бога исцеление душевных и телесных недугов.
После стихир читается «Трисвятое по Отче наш» и поется тропарь «Скорый в заступлении…»
3. Освящение елея
Произносится ектения: «Миром Господу помолимся». В этой ектении испрашивается благословение елея «силою и действом и наитием Святаго Духа». После ектении следует приготовление елея для освящения, для чего священник должен влить вино в сосуд с елеем, стоящий на пшенице и смешать их затем лжицей.
Первый из священников читает «Молитву елея над кандилом», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. «Священницы же прочии тихо купно с ним чтут молитву туюжде» (см. Требник).
В то время, когда читается эта молитва, поются Тропари – Господу Иисусу Христу, апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученику Димитрию Солунскому, великомученику и целителю Пантелеимону, святым безсребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.
4. Помазывание болящего святым елеем
Далее следует совершение самого таинства Елеопомазывания, состоящее из семи чтений Евангелия и Апостола, семи молитв и семи помазываний святым елеем.
Теперь совершается первое помазание больного освященным елеем: первый иерей, взяв в руку стручéц, обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки болящего. При этом читается молитва: «Отче Святый, Врачý душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (рабу Твою, имярек) от обдержащия его (ея) телесныя и душевныя нéмощи и оживотвори его (ю) благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честны΄х Небесных Сил бесплотных, силою Честнáго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых.
Яко Ты еси Источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Единородным Твоим Сыном, и Единосущиым Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Священник (в идеале 7 священников) крестообразно помазывает освящённым маслом у болящего: лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны.
Во время совершения таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят.
5. Возложение Евангелия
Священники возлагают на голову больного Евангелие, причем «письменами на главу», что бывает только при хиротонии епископов! Старший из них при этом не кладет своей руки на Евангелие, но читает особую «разрешительную» молитву.
После завершающего благословения священника — отпуста — больной трижды кланяется священнослужителям (если он в силах это сделать) и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя, грешнаго».
Что делать с елеем?
Освященным елеем, полученным после соборования, во время болезней помазывают часть тела, которая беспокоит, а также добавляют в пищу как и зерно. Салфетки, которыми отирается елей, необходимо сжечь, а пепел закопать в месте, которое не бывает попираемо (например, в лесу под деревом).
По материалам сайтов Азбука веры и сайта храма св. Александра Невского г. Зеленоград.