Новости

Без терпения нет спасения (Часть 1)

19:12, 10 февраль 2020
1 268
0


Беседа схиархимандрита Авраама (Рейдмана).

Начну со сравнения. Представьте, что кто-то собрался строить дом. Начал создавать план: потратил много времени, денег, сил, и результат налицо — прекрасно продуманный, рассчитанный проект; здание выходит просто грандиозное. «Ну, — думает человек, — теперь всё пойдет как по маслу, скоро буду жить в новом доме». Но вот начинается стройка, и он видит, что главная работа вся впереди, что теперь ему надо будет трудиться еще больше. Он видит, что та прекрасная усадьба, которая уже существует у него на бумаге, в реальности появится не так скоро, и у него опускаются руки: «Да ну его, этот дом. Буду жить в сарае». Смешно? Странно? А ведь в духовной жизни мы поступаем совершенно так же.

Одна из самых важных добродетелей в христианстве (да и не только в нем) — это терпение. И именно этой добродетели нам и не хватает более всего. Часто мы, пытаясь приобрести, например внимательную молитву, смирение, любовь, ищем быстрых результатов. А когда их не получаем, то унываем, забывая предупреждение Иоанна Лествичника: желающий приобрести добродетель прежде времени не получит ее и в свое время.

Мы теряем терпение уже на самых первых шагах по христианскому пути. Когда мы только приступаем к духовной жизни, то, как правило, не представляем себе, что такое духовный подвиг. Мы не понимаем, как всё должно происходить. Нам странно слышать, что необходимо потратить годы для того, чтобы понять свое душевное состояние, познать себя. А между тем и это еще не подвиг, а только самое-самое начало, так сказать, предисловие, если сравнивать наш путь с содержанием книги. Мы же, не прочитав еще и вступительной части, уже хвастаем, что осилили все произведение. Мы похожи на школьника, который, получив пятерку за сочинение по «Преступлению и наказанию», считает себя специалистом по творчеству Достоевского и собирается беседовать на эту тему с литературоведами. Нелепость такого подхода для нас очевидна как в литературе, так и в любом другом занятии, допустим, науке, искусстве или каком-нибудь ремесле. Но духовная жизнь нам представляется очень простой, кажется, что все можно сделать быстро, максимум за год.

Наверное, кто-то скажет, что эти слова к нему никак не относятся: он прочитал уже множество святоотеческих книг и знает, как ему вести духовную жизнь. Он знает о главных добродетелях, о приемах борьбы со страстями и так далее. Это, конечно, прекрасно, но ведь это (вернемся к нашему сравнению) всего лишь проект духовной жизни, «здание», которое существует только на бумаге. Его ведь еще нужно построить!

Часто бывает так: мы находим в книгах подходящие изречения и думаем, что так всегда теперь и будем поступать. Вслед за этим, как правило, бывает преткновение и падение. Это происходит потому, что мы забываем: одно дело — проектирование, а другое — стройка. У меня, впрочем, все было точно так же. Я как-то в молодости прочел у Иоанна Лествичника, что смирение — искоренитель страстей, и подумал: «Стяжу смирение и сразу все страсти в себе искореню». И давай «стяжевать» смирение! А что такое смирение и с какой стороны к нему подойти, — я и понятия не имел. Сейчас я едва умом стал понимать, что такое смирение, а тогда думал, что я уже близок к цели. Так вот, теоретические знания становятся настоящими знаниями только тогда, когда проверяются опытом.

Но, приступая к исполнению того, что мы поняли в теории, мы также встречаем неожиданные препятствия. Это происходит от нашей самонадеянности: мы не учитываем того, что мы люди грешные, падшие, немощные, лукавые. Наше собственное естество, то есть мы сами, оказываемся противниками самим себе. Кроме того, из-за нашей неопытности неожиданностью для нас является брань, воздвигаемая демонами. Таким образом, от правильного представления о добродетели до исполнения ее на деле — огромное расстояние, можно сказать, пропасть, преодолеть которую можно только с Божией помощью.

Унывать, когда мы видим эту пропасть, не нужно. Надо подвизаться терпеливо и мужественно. При этом, конечно, нужно иметь и мудрость, но не свою, а, как говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, заимствованную из опыта предуспевших подвижников, то есть из опыта святых отцов. И тогда обязательно Господь поможет нам преуспеть в духовной жизни. Если мы сравним духовную брань с войной, то увидим различия: на войне бывает много случайностей, того, что от человека не зависит, — в духовной же брани случайностей не бывает. Здесь всегда побеждает тот, кто следует учению святых отцов. В жизни бывает много несправедливостей: люди достойные бывают обижены, мужественные оказываются убитыми, а трусливые, наоборот, остаются в живых. В духовной брани таких несправедливостей, случайностей, как я уже сказал, не бывает. Поэтому мы должны верить, что наш духовный труд обязательно принесет плоды в свое время.

Иногда мы смотрим на людей духовных и думаем: как им все легко дается! Да, действительно, для человека преуспевшего исполнять заповеди легко. Но что за этим стоит? Вот, например, стихи Пушкина производят впечатление необыкновенной легкости, кажется, что они написаны на одном дыхании. Однако если мы посмотрим на черновики автора, то увидим, что он много раз перечеркивал записи, заменял одни слова другими, то есть проделывал огромную черновую работу, пока из-под пера не выходило несколько стихотворных строк. Так поэт добивался естественности стихотворной речи. То же и здесь: чем проще и, если можно так выразиться, изящнее человек в духовной жизни, тем бóльшие труды он приложил к тому, чтобы сделать себя таким. А со стороны складывается впечатление, будто у человека все получается само собой, легко. На самом деле за этой легкостью стоит титанический труд над собой.

Будем помнить изречение Спасителя: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12), то есть совершенно очевидно, что человеку необходимо понуждение себя для того, чтобы приобрести Царствие Небесное. При этом здравый смысл говорит нам, что понуждение нужно там, где нет желания. Следовательно, и здесь нам — людям, у которых греховное естество противится деланию евангельских заповедей, — необходимо терпение. Есть даже такая пословица: «Без терпения нет спасения» — мне кажется, можно было бы только ее привести, и больше ничего не говорить. Действительно, без терпения нет спасения.


По материалам сайта www.sestry.ru 
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (0)