Новости / Общество любителей русской словесности

Беседа о творчестве Ф.М. Достоевского

23:04, 21 ноябрь 2018
2 323
0

17 ноября 2018 г. Общество любителей русской словесности при Храме Живоначальной Троицы собралось, чтобы почтить память Федора Михайловича Достоевского, день рождения которого мы отмечали 11 ноября.
Кем является Ф. М. Достоевский для нас сегодня? Насколько вопросы, поднимаемые в его творчестве, актуальны для человека нашего времени? Как происходит личная встреча каждого из нас с Достоевским – что мы способны понять при первом знакомстве и как прорастает брошенное в нас зерно, как по мере нашего личного созревания меняется восприятие героев Достоевского? Реалистичны ли герои романов «Бесы», «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», можем ли мы их встретить в нашей сегодняшней действительности? Существуют ли в романах Достоевского отрицательные персонажи, которых автор клеймит или просто жестко критикует? В чем же всё-таки тайна Достоевского?
Это примерный круг вопросов, который обсуждался на нашей встрече, посвященной памяти Ф. М. Достоевского. В качестве почетного гостя в беседе принимал участие Н.Н. Богданов, кандидат медицинских наук, специалист в области физиологии и генетики человека и животных, а также неврологии, психиатрии и патографии, автор нескольких книг, посвященных проблеме генеалогии рода Ф.М. Достоевского. Разговор был очень насыщенным, с элементами полемики, с привлечением различных исторических, биографических фактов и даже эпизодов криминальной хроники.
Началась беседа с обсуждения различий в мировоззрении и творческом методе Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: Толстой «наступает» на читателя, стремится во что бы то ни стало донести до него свою точку зрения, просвещает и поучает, тогда как Достоевского отличает крайне деликатное отношение к читателю, за которым он всегда оставляет право понять и вынести из текста только то, что он готов на данном этапе понять и вынести, что и позволяет нам при каждом обращении к произведениям Достоевского открывать нечто новое, что раньше мы просто не были готовы воспринять.
Отдельная тема – юмор Достоевского. Н.Н. Богданов: «Очень деликатно, очень аккуратно Достоевский показывал людям, насколько они смешны…У него все – любимые герои…. У него нет однозначно отрицательных героев….» Достоевский любит каждого человека и принимает его, он верит в человека. Именно поэтому у него практически нет отрицательных героев. Даже преступников, описанных Достоевским, отличают некие положительные черты.
А каким образом происходит в сознании человека этот переход, как из здорового человека он вдруг превращается в преступника, убийцу? Отец Сергий: «У Достоевского гениально, на мой взгляд, описано… как происходит момент одержимости… Сверхценная идея … подчиняет его (Раскольникова) себе… На мой взгляд, там показан момент одержимости…. Для меня, как для священника, важно, как происходит разрушение человека». Горделивая идея, зародившись в голове, постепенно овладевает человеком и захватывает всё его существо. А каков же выход, как победить беса? Ясно, что совесть является тем инструментом, который помогает человеку победить бесовское начало в себе. Но все же, без помощи Божьей эта победа, видимо, недостижима. Господь, желая спасения человеку, посылает ему помощника. Так, Раскольникову дается Сонечка, которая разделяет с ним страдание, сопровождая его на каторгу, её любовь в итоге и воскрешает героя.
В завершение беседы мы вспомнили знаменитую «Пушкинскую речь» Ф. М. Достоевского, в которой писатель провозгласил важнейшую идею всемирной отзывчивости русской души. Отец Сергий: «“Пушкинская речь” Достоевского – это вершина духа человеческого… Силой любви своей он сумел примирить всех, сидящих в зале…. Это было новое слово. Таким же новым словом
было избрание Патриарха в 1917 году. И сейчас мы ждем нового слова. И оно обязательно будет… Достоевский сказал бы: нет, не погиб человек, я верю в вас…»
Всем своим творчеством Ф. М. Достоевский говорил о любви и вере в человека, и здесь, видимо, следует искать ключ к его тайне. Подводя итоги нашей первой (но планируется, что не последней) беседы о творчестве Ф. М. Достоевского, отец Сергий сказал: «Прежде всего мы рассматриваем человека как личность, у которой есть возможность спасения. Вот что в Церкви главное... Достоевский смотрел на человека взглядом, приближенным к взгляду Христа…. А Христос верит в нас. Это самое главное.»
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (0)